Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 08/29/23 во всех областях

  1. 1 балл
    Продолжаю описание поездки, сегодня будет непосредственно Алтай! День 8. Село Иогач В данное село мы направлялись в связи с тем, что именно оттуда стартовала экскурсия по Телецкому озеру, а само село находилось на его берегу. Наша дорога проходила до города Горно-Алтайска, а оттуда нужно было свернуть на Иогач. Дорога очень живописная, но местами сильно разбита. Плюс местами крутые повороты вдоль берега реки - если не скинуть скорость вовремя, легко можно улететь прямо с обрыва в реку. По пути остановились у речки Бия и ополоснулись. Река чистейшая, с прозрачной водой, в отличие от Катуни. Когда мы въезжали на Алтай, остановились и спустились к реке Катунь - течение в ней очень сильное, вода красивого бирюзового цвета, но непрозрачная и плохо пахнет какой-то тухлятиной. Также по пути проезжали город Бийск, в котором отметились у самого начала нашей главной экскурсионной дороги - «нулевом километре Чуйского тракта», по которому и проходило все наше путешествие. Сам Чуйский тракт представляет собой прекрасное, качественное асфальтовое шоссе, в отличие от прилегающих к нему дорог и направлений, ведущих к остальным интересным местам и достопримечательностям Алтая. В Горно-Алтайске поразило большое количество ПАЗиков с газовым оборудованием, смонтированным на крыше. И это в жару за 30 градусов, под прямыми солнечными лучами! Поначалу мы думали, что это кондиционер - вот это уровень заботы о пассажирах! А поближе подъехали, рассмотрели - а это газовое оборудование. При чем у них на крыше по 4 баллона, и один здоровый под днищем. Как я понимаю, топлива они жрут по горным дорогам невероятно много, и газовое оборудование позволяет реально экономить (газ в 2-2,5 раза дешевле бензина), что при их невысоком уровне жизни весьма существенно. Также по пути по Алтайским дорогам обратили внимание на достаточно большое количество бегунов и велосипедистов, которые тренировались вдоль дорог, где были подъемы в гору. У всех у них были футболки с надписью: «РОССИЯ», а потом мы увидели их автобусы с кемперами, с надписью на борту «Сборная России по легкой атлетике» и т.п. Хорошее место для тренировок они выбрали! Еще одно наблюдение - на Алтае любят огромные пикапы - видели очень много додж рамов, форд рэпторов (или F-150), тундр и т.п. Также на Алтае очень много овец, коров и т.п., которые пасутся в свободном режиме и периодически гуляют прямо по дорогам, поэтому надо быть аккуратнее и иметь это ввиду, чтобы не столкнуться на дороге с какой-нибудь незадачливой коровой. День 9. Телецкое озеро На следующий день, выспавшись и отдохнув с дороги, мы отправились на экскурсию по Телецкому озеру. Озеро очень красивое, живописное, но холодное. Глубина в нем достигает 300 метров в самом глубоком месте, средняя глубина - порядка 200 метров. Когда гуляешь по тем местам, отчетливо ощущается шикарнейший аромат дикого леса и чистой природы. Левая часть Телецкого озера - заповедник, охраняемый егерями (с воды хорошо были видны их домики), там нельзя ни высаживаться, ни даже швартоваться суднам, поэтому пару водопадов видели только с воды - один 80-метровый, каскадный, очень красивый. Основная же часть экскурсии проходит вдоль правого берега озера. Обращаю внимание, что для посещения многих достопримечательностей требуется наличка, банковские карты, мобильная связь и пр. там не работают, но об этом сразу же предупреждают экскурсоводы. Экскурсий проводят очень много, на самых разномастных лодках - начиная от небольших катеров, и заканчивая индивидуальными рейдами на элитных яхтах, за соответствующую стоимость. Также там ходит с экскурсиями большой лайнер «Пионер Алтая». Начитавшись рекламы, я сначала думал ехать именно на нем. Но на него нужно было заказывать билеты заранее, за неделю-две, а тогда я еще не знал точной даты прибытия, поэтому от данной идеи отказался, и не зря. Почитав еще отдельные отзывы, обратил внимание на ряд недостатков такой поездки, которые в дальнейшем полностью подтвердились. Мы в итоге поехали на небольшом катере, в котором нас было всего 8 человек, а мимо как раз проплывал «Пионер», и вот на нем народу было больше сотни, как сельдей в бочке, забиты до отказа были и верхние палубы, и внутри толпился народ. И когда они останавливались у местных водопадов, достопримечательностей и т.п., вся эта толпа ломилась их посмотреть, пофотографироваться и т.д., сами понимаете, что также возникала толпа, давка, в общем, удовольствие ниже среднего. Мы же спокойно на мелком катере подъезжали, высаживались, гуляли по красивым местам, а потом ехали к следующей точке, не спеша, в своем ритме, не будучи привязанными к графику отправления огромного корабля, на котором никто вас ждать не будет - прозевали отправку, думайте сами, как потом оттуда выбираться. Также лучше ехать с утра, а не днем - тоже будет не так много народа. И обязательно использовать средства от насекомых - их там много, причем именно на побережье Телецкого озера, в других местах они нас вообще на удивление не донимали. Там же попробовали настоящей медовухи - очень вкусная, нам понравилась. Также по Телецкому озеру ходит паром, перевозящий автомобили с его северной части к южной и обратно. У меня была идея «закольцевать» таким образом свой маршрут, прокатившись до южной части Алтая, и на обратном пути проехать часть маршрута на данном пароме (некоторые путешественники так и делают). Но я от этой идеи отказался, так как на паром также необходимо бронировать места заранее, а этого я никак не мог сделать, плюс стоимость переправки на нем немаленькая (порядка 15 тыс.рублей), да и больше все-таки хотелось поездить именно на машине по Алтайским просторам. В тот же день, понимая уже точно по дням, куда мы едем, забронировали места в нужных нам гостиницах. По итогу, очень рекомендую посетить Телецкое озеро и прокатиться с экскурсией на катере вдоль его берегов, даже несмотря на то, что до него нужно ехать дополнительные 70 км. в сторону от основного маршрута, проходящего по Чуйскому тракту. День 10. Путь на Семинский перевал В этот день наша задача была добраться до Семинского перевала, заскочив по пути еще в пару замечательных мест. Сперва мы возвращались из Иогача до Горно-Алтайска, и далее шли по маршруту. На данном отрезке мы снова проезжали горные серпантины вдоль реки, и остановились передохнуть и полюбоваться красотой окружающих пейзажей на одной из площадок. Рядом были отвесные скалы с камнями, и когда мимо проезжала тяжелая фура, мелкие камни начинали осыпаться с нее из-за вибраций, о стук от падающих камушков был очень хорошо и отчетливо слышен. Представляю, какой грохот, когда будут падать огромные глыбы, или даже достаточно крупные камни. При чем местами висели знаки «Камнепад», и там периодически мы видели валяющиеся у дороги большие камни, свалившиеся сверху. Затем был заезд на гору Чертов палец (высота 250 м.). Сперва мы поехали по тому маршруту, который я нашел в интернете в одном из отчетов о подобной поездке, но на повороте нас остановили ребята на квадроциклах и сказали, что сейчас по этой дороге на машине уже не проехать, и туда проложен другой путь. По нему мы и поехали, сперва проскочили нужный поворот, но потом сориентировались, и поехали в нужном направлении. На машине туда тяжело добираться, так как местами очень крутые подъемы в гору, и нужно реально оценивать как возможности машины, так и свои водительские навыки, иначе запросто можно покатиться кувырком, либо еще куда-нибудь «убраться». На начале заезда с нас взяли 100 рублей и предупредили, что дорога сложная и нужно быть аккуратным, все действия на свой страх и риск. Ни в коем случае нельзя съезжать с дороги, а также в случае, если начнется дождь, сразу же возвращаться, поскольку на размокших дорогах есть реальный риск того, что машина самопроизвольно начнет скользить на крутых склонах, со всеми вытекающими негативными последствиями. Ну а если машина не позволяет, или просто по иным причинам на машине не хотите подниматься, то ее можно просто оставить на парковке и пройтись пешком до вершины (расстояние порядка километра-двух в гору). Виды оттуда отличные, но на сам Чертов палец проход закрыт, так как участились случаи падения с него в пропасть, хотя раньше на него можно было забраться. Следующими по пути были скалы посреди реки Катуни под названием «Драконьи зубы», названные так из-за их внешнего вида. Там же прокатились по подвесному мосту над Катунью (стоимость проезда 100 руб. в одну сторону), в очередной раз полюбовались красивыми видами. Впрочем, мы в ходе этой поездки обратили внимание на то, что везде на Алтае все вокруг настолько живописное, красивое, притягательное, что фотографироваться можно каждый километр. Где не остановишься - везде виды, как из картинной галереи величайших художников, настолько захватывающие и потрясающие своей красотой. Затем мы заехали в Палеопарк, где находится много интересного - понравились скелеты исторических животных и природные камни. Для детей организованы мини-раскопки, где им нужно из различных останков собрать скелет того или иного животного (разумеется, там макеты останков в уменьшенном масштабе). Там же находятся различные древние идолы и пр., энергетически очень сложное место, не для всех. Когда мы там гуляли, пошел дождь - хорошо, что питерские, и зонтики всегда возим с собой. По пути мы также проехали мимо горного родника, вода из которого текла тоненькой струйкой, и все набирали понемногу. Мы тоже решили набрать литровую бутылочку, чтобы попробовать, что это за вода. Там стояла небольшая очередь, и они сказали, что она накопилась из-за того, что кто-то тут решил набрать себе 5-литровую канистру воды, из-за этого и ждали все, а вообще в роднике нужно брать по чуть-чуть, не нужно жадничать, не для того такие места. Мы набираем воды, после нас еще женщина, и тут приперся какой-то жлоб с кучей 5 литровых баклах, с видом «ух, как я щас тут водичкой нахаляву затарюсь!», и, как только он подсовывает свою первую баклаху, вода заканчивается! Жлоб с матами убирается восвояси. Занавес! Мы там чуть ли не в голос заржали, что местные духи оберегают свои владения от таких вот жадных недоумков. Добрались на Семинский перевал мы уже к вечеру и разместились в гостинице «Золотой кедр», расположенной примерно в километре, не доезжая до перевала. Хорошо, что забронировали там номер заранее, так как к нашему приезду свободных мест в ней уже не было. Гостиница неплохая, при чем на первом этаже есть столовая, где можно вкусно покушать, что мы и сделали. Найти гостиницу легко - прямо напротив нее стоит интересная «гусянка». День 11. Перевал Чике-Таман С утра пораньше мы выдвинулись дальше. Посмотрели сам Семинский перевал (высота 1717 м.), но он особо не впечатлил, каких-либо головокружительных видов и пейзажей там нет. Больше понравился расположенный там же участок (типа мини-рынка), где продавались различные местные изделия, мед, магнитики и пр. национальные предметы и т.п., где мы на обратном пути и закупились различными подарками для своих. Интересными были местные лакомства Чок-Чок - их еще называют алтайскими рафаэлками - такой белый шарик, как и одноименная конфета, скатанный из дробленых кедровых орешков, меда, муки и еще чего-то там. Вкус на любителя, не такой сладкий, но нам понравилось, очень необычное лакомство. Причем видели мы его в продаже только на этом рынке, больше нигде не встречали. Затем заехали в парк «Уч-Энмек», который тоже не впечатлил. Он больше рассчитан на тех, кто увлекается духами, эзотерикой и т.п., на его территории даже есть место для проведения ритуалов и обрядов, крайне своеобразное место, на любителя. Ну а следующим был перевал Чике-Таман (высота 1295 м.). При чем на самом перевале не так интересно, так как его попросту превратили в большой рынок, заставив торговыми палатками и т.д., да и виды с этой смотровой площадки не очень. Но мы нашли другую точку, немного не доезжая до него - там есть возможность подняться пешком в гору, и вот оттуда уже обалденные виды, открывающиеся на горы и пейзажи Алтая. Также похожую точку мы нашли, проехав сам перевал, где-то через километр после него - оттуда также открываются невероятной красоты пейзажи, круче, чем на самом перевале, и народу никого нет. Там мы отлично в тишине полюбовались красотами Алтая, и поехали дальше. Кстати, на самом перевале приключилась поломка моих сандалий, которые порвались. Осложнялось все тем, что кругом по пути были камни, и идти дальше без обуви было не вариант, изрезал бы все ноги. Хорошо, что в машине был армированный скотч, которым я и замотал сандалии, так с такими оставшуюся дорогу и проехал. Потом поехали смотреть слияние рек Чуя и Катунь. По пути попались интересные скалы, как из прессованного серого песчаника, на котором можно выцарапать любую надпись или рисунок. Слияние рек достаточно интересное, они разного цвета - одна грязно-серого, вторая - бирюзового, и место слияния четко видно по цветам. Потом был путь до базы отдыха Игисту-коль, расположенной в горной глуши, на берегу одноименного озера, по пути к перевалу. Виды там очень красивые, и очень разнообразная дорога с серпантинами, уклонами и пр., тем, кто любит ездить за рулем, однозначно понравится, интересный опыт. По пути был водопад Ширлак (Девичьи слезы), очень красивый и живописный, но подниматься к нему непросто, там очень крутая, узкая тропа в гору, но оно того стоит. Далее проехали через Улаганский перевал (высота 2080 м.), заскочив попутно в музей под названием «Застава». Очень интересное место, в нем на столбах установлены остовы машин, которые когда-то упали в местные обрывы и их вытащили оттуда. Также там проживает дружелюбный черный кабанчик, который не любит нетрезвых женщин. Одна подвыпившая дама с банкой пива подошла к нему, чтобы погладить, но он так недовольно хрюкнул в ее сторону, что она от неожиданности не удержалась на ногах и присела прямо на задницу, облившись пивом. Было достаточно забавно, и все от души посмеялись над этой ситуацией, в том числе и сама любительница пива. Кабанчик этот очень добрый, ухоженный и приятный. Также там были лошадки, которых можно погладить, и им это тоже очень понравилось. Затем мы добрались до нашей базы отдыха, где до этого забронировали номер. По описанию в интернете, это одна из более-менее нормальных баз отдыха в тех районах, но нас постигло разочарование. Да, база отдыха расположена на берегу красивейшего озера Игисту-Коль, с великолепными видами, и представляет собой домики посреди леса с кроватями внутри (это считалось номером с удобствами), и все. Душа и воды нет, холодильника, микроволновки, чайника и т.п. тоже нет, туалет на улице, один на все домики, как и пара краников с холодной водой. Можно заказать баню, но стоит она негуманно. Причем по телефону была озвучена одна цена за домик и баню, но при виде гелика цена выросла в полтора раза, хотя я уже привык к таким метафорам. В домике одна розетка, к которой можно подключать только мобилу для зарядки, иначе, как сказал хозяин, вышибает какие-то предохранители. Электричество дается вечером на пару часов, судя по всему, от дизель-генератора. Связи нет от слова совсем, вайфая, разумеется, тоже. Какой-то очень ограниченный интернет был лишь у хозяина базы, через него он и выходил на связь по вотсапу, когда мы бронировали номер. Такой отдых пойдет для тех, кто хочет полного отрыва от цивилизации и проживания исключительно в первоначальных природных условиях, но нас такой вариант не устраивал. Впрочем, как я понял, в том горном районе все базы по сути именно такие, поскольку ввиду трудностей логистики что-то более комфортное обустроить практически нереально, либо будет стоить больших денег и не окупится. Изначально планировалось остаться тут подольше, но при таких раскладах единогласно решили лишь переночевать, а на следующий день доехать до перевала Кату-Ярык (высота 1200 м.), Чулышманской долины и возвращаться до села Акташ, где искать нормальный ночлег. С этого дня все планы пошли по-другому, и началась череда «веселых» приключений (куда уж без них), о которых я расскажу в следующий раз.