Sign in to follow this  
serp

MaxiMog

Recommended Posts

serp

maximog1.jpg

Те, кому довелось посетить Диснейленд – американский, французский или японский, – хорошо представляют себе, сколько труда и фантазии потребовалось для создания чудес, которым так радуются посетители – от мала до велика. Между тем, в основе этих аттракционов – сложнейшая техника. Творят ее инженеры-волшебники специализированной компании Walt Disney Imagineering – их около ста человек. А командовал ими до недавнего времени герой нашего рассказа...

Разрешите представить: симпатичный бородач Брэн Феррен, американец, 48 лет от роду. Выпускник Массачусетского технологического института. Живет в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк. В настоящее время – президент и владелец калифорнийской компании Applied Minds, Inc. С 1993-го и до прошлого года – президент (исследования и разработки) компании Walt Disney Imagineering. Видимо, механические чудеса, которые создавались там под его руководством, навели Брэна на мысль построить что-нибудь этакое и для себя. Так появился MaxiMog, транспортное средство для экстремальных экспедиций, которое сам Брэн – человек технический и, следовательно, системный – называет MaxiMog Global Expedition System. Не просто транспортное средство, а система!

- Меня привлекает все, что нам оставила история – будь то геология, палеонтология или архитектура. Я, например, с удовольствием занимаюсь охотой за костями динозавров. И вот мне захотелось получить возможность объехать земной шар, забраться в места, которые считаются недоступными, – рассказывает Брэн. – Человечество тратит огромное количество времени, усилий и денег на исследования других планет, а большие пространства Земли толком до сих пор не изучены. Нынешняя экспедиционная техника – совершеннейший примитив. Почему-то сложилось мнение, что экспедиция – это непременно отказ от достижений цивилизации. Мокнуть под дождем, питаться консервами... Не согласен, и не собираюсь лишать себя комфорта даже посреди Сахары. Я должен иметь возможность после дневных трудов достойно поужинать (моя подруга Робин отлично готовит), после чего в комфорте полазить по Интернету, найти эксперта, посоветоваться с ним в реальном времени... Потребовался год, чтобы понять, как это можно сделать, и три года – чтобы построить MaxiMog. Будем считать, что это первая попытка.

- Так что же такое эта «система MaxiMog»?

- Это не просто автомобиль, это целое «сообщество», все элементы которого тесно взаимодействуют друг с другом. Здесь есть главная машина-тягач, есть прицеп-трейлер, в котором можно жить и работать. Есть внедорожный мотоцикл, радиоуправляемый самолетик, катер и погружаемый аппарат (последние два пока в проекте) для водно-подводных исследований. Все это связано друг с другом посредством электроники, поэтому я и называю караван MaxiMog системой – единым организмом...

Головная машина имеет размеры 6223х2006х2997 мм, колесная база составляет 2768 мм. Снаряженная масса тягача – 6 тонн, с полной нагрузкой – 7,5 тонн. MaxiMog построен на базе Unimog U90, отсюда и название. Но исходное шасси модифицировано – родных узлов осталось процентов двадцать-тридцать.

Двигатель заменен на 5,7 л V-образную восьмерку LS-1 корпорации General Motors, развивающую мощность 360 л.с. Подвеска пневматическая, с электронным управлением, есть функция самовыравнивания. Дорожный просвет регулируемый, амортизаторы с вынесенными резервуарами обладают переменной жесткостью. Всем этим хозяйством управляет специальный компьютер. Имеется система управления давлением в шинах, причем не только тягача, но и трейлера...

Подробное описание электронного оборудования MaxiMog заняло бы полжурнала. Четыре мощных компьютера в тягаче, три в прицепе, плюс отдельные микропроцессорные устройства, управляющие движением и жизнедеятельностью каравана. Систем связи, в том числе глобальной, – немерено. Только различных антенн 26 штук. Спутниковая навигация – само собой. Система ночного видения – тоже. Видеокамеры – во все стороны. Выдвижная наклоняющаяся мачта способна поднять на 15-метровую высоту не только наблюдательно-осветительное оборудование, но и человека (грузоподъемность – 150 кг). Впрочем, чтобы оценить электронную начинку машины по достоинству, достаточно взглянуть на снимки...

- На что способен MaxiMog?

- Должен подчеркнуть, что эта машина – для длительных серьезных экспедиций, а не для внедорожных развлечений по выходным или состязаний на специально подготовленных трассах, где энтузиасты выясняют, чей автомобиль «проходимее». Тем не менее, возможности у MaxiMog неплохие. Ходы подвески превышают 500 мм, минимальный дорожный просвет составляет 635 мм. Блокирующиеся дифференциалы, пониженный ряд трансмиссии, центральная система подкачки шин... MaxiMog с 6-тонным трейлером способен взобраться на уклон до 45 градусов и преодолеть брод глубиной под два метра (трансмиссия герметизирована и находится под избыточным давлением). Перевалить метровой высоты бугор – легко. Два топливных бака обеспечивают запас хода по шоссе около 2000 км.

- Трейлер на бездорожье не мешает?

- Шасси трейлера во многом повторяет конструкцию MaxiMog. Тот же дорожный просвет, те же пневматическая регулируемая подвеска и амортизаторы. Кроме того, прицеп оснащен автономным генератором мощностью 25 кВт, которой хватает не только для освещения, обогрева или охлаждения, но и для работы гидравлического привода колес – каждое оснащено соответствующим мотором. В тяжелых условиях караван превращается из 4х4 с прицепом в полноценный 8х8, причем все подвески работают согласованно. Передние колеса трейлера к тому же управляемые, и радиус разворота всего каравана такой же, как у головной машины-тягача. На парковке прицеп способен маневрировать самостоятельно.

- А если все же застрянете?

- Есть гидравлические лебедки спереди и сзади (каждая развивает усилие до 10 тонн), многочисленные домкраты и множество других приспособлений – вытащим

Приспособлений, надо сказать, в караване хватает – от герметичной (может работать под водой) цепной пилы с гидравлическим приводом до сварочного аппарата. А «аптечка» включает в себя даже портативные кардиограф и дефибриллятор.

- Подножки расположены низковато, цеплять кусты будут...

- Да, это все отмечают. Однако они имеют пневматический привод и на ходу убираются. Еще часто спрашивают, зачем так много хрома на кузове. Это не хром, а полированная нержавейка – и коррозии не боится, и пачкается меньше.

- Понятно... Но перед тем, как добраться до дикой природы, придется ехать по обычному шоссе. Не остановят? Под мостом пройдет?

- Никаких проблем. Правда, нужны профессиональные «права» – машина проходит по категории «тяжелый грузовик». Что же касается высоты... У MaxiMog она такая же, как у исходного Unimog. Но дорожный просвет регулируется, в нижнем положении и если выпустить воздух из шин, высота машины уменьшается на метр. По хорошей дороге MaxiMog уверенно держит 140 км/час, и высота не сказывается. Центр масс гораздо ниже, чем у Unimog, поскольку самые тяжелые элементы – двигатель, аккумуляторы, топливные баки – размещены внизу. Кроме того, есть стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, да и самовыравнивающаяся подвеска свое дело делает...

Теперь трейлер. Построен из слоистых термо- и электроизолированных панелей. В походном строю по габаритам повторяет головную машину и выглядит как обычная прямоугольная коробка на колесах – все остекление прикрыто. На стоянке же происходит чудо. Нажатие кнопки, пятиминутное жужжание электромоторов – и из боковин «коробки» выдвигаются кухня и ванная комната, а крыша поднимается, освобождая пространство для спальни. (Спальня, между прочим, – со стеклянной крышей, чтобы видеть звезды.) Общий жизненный объем трейлера при этом увеличивается в два раза...

- Кухня MaxiMog, когда она выползает из трейлера, – это такая высокотехнологичная улитка, которая гораздо быстрее обычной. Здесь я могу легко приготовить роскошный ужин, скажем, на День Благодарения даже в южноамериканских джунглях, – говорит Робин.

Немудрено – здесь есть все, что душе угодно, даже отдельная машинка, которая варит каппучино. Брэн умудрился продублировать в MaxiMog все основные причиндалы 95-метровой кухни своего дома в Ист-Хэмптоне – с ее тремя холодильниками, двумя плитами, многочисленными жаровнями... Даже столик в жилом отсеке имеет гидравлический привод для регулировки по высоте.

Байк. Его назначение – добраться туда, куда даже MaxiMog дойти не сможет. Кроме того, на байке можно обследовать местность. Это дорожно-внедорожный мотоцикл BMW R1150GS, «улучшенный и дополненный». Улучшения связаны главным образом с усилением всего, что только можно (керамическое сцепление, генератор, подвеска и амортизаторы, масляный радиатор) и установкой разнообразной защиты. Дополнения в основном касаются электроники. Имеются интерком между водителем и пассажиром, телефонная и радиосвязь с головной машиной, универсальный UHF/VHF/HF трансивер, навигационная система GPS, видеокамера, транслирующая изображение в MaxiMog, спутниковый телефон Globalstar и даже электронная почта. Всем электронным хозяйством управляет компьютер.

В походном состоянии байк закреплен на специальной подвеске, которая опускает-поднимает его посредством электропривода. Вся электроника мотоцикла при перевозке постоянно подключена к компьютерам MaxiMog, а аккумулятор находится в режиме подзарядки.

- Почему выбор пал на BMW и именно на эту модель?

- У BMW R1150GS – из всех тяжелых мотоциклов, которые мне известны, – оптимально сочетаются дорожные и внедорожные возможности.

Упомянутый выше самолетик конструкции Aerovironment Corp. предназначен для разведки местности. Он снабжен видеокамерой, которая передает изображение в MaxiMog или трейлер, и гироскопическим стабилизатором. Привод пропеллера электрический, литиевый аккумулятор обеспечивает 30 минут полета. Маршрут можно запрограммировать или же управлять самолетиком дистанционно. Дальность действия – 15 километров...

Брэн Феррен – автор общей концепции MaxiMog. Технической проработкой и системным интегрированием занимались специалисты его компании Applied Minds. А непосредственно «строительством» каравана – немецкая компания Unicat, профиль которой – проектирование и изготовление специальных внедорожных автомобилей по индивидуальным заказам. Возглавляет ее Томас Риттер (на снимке в синей рубашке).

Первое путешествие, в которое отправился MaxiMog, совершенно не походило на внедорожную экспедицию. Прилетев из Германии в США, караван отправился прямехонько... в Музей современного искусства, что в Нью-Йорке. Там он экспонировался три месяца – с февраля по май нынешнего года. Попасть в этот музей дано далеко не каждому... Кстати, его сотрудники между собой называли новый экспонат не MaxiMog, а BranMog – по имени создателя. По-русски напрашивается: Брэн – мог. Не только мог, но и смог...

- Брэн, ваши родители – люди искусства. Теперь и ваше произведение попало в музей, да еще в какой! Приятно?

- Мне никогда не нравилось распространенное мнение, что искусство и наука, дизайн и технология – взаимоисключающие вещи. Вы не поверите, насколько сильны предубеждения художников и ученых относительно друг друга! MaxiMog в Музее современного искусства – свидетельство того, что искусство и науку можно успешно объединить.

- Что дальше?

- MaxiMog в реальных условиях еще не опробован, и пускаться в серьезные путешествия пока рано. Сейчас он направляется в Сан-Франциско – через весь континент. Впереди, этим летом, – испытательный полигон в Неваде, а там посмотрим. Но думаю, чтобы полностью довести MaxiMog до ума, потребуется еще год-полтора.

- Скажите, MaxiMog – это коммерческий проект? Хотите наладить производство и продажу?

- Нет. Я делал его для себя и только для себя.

На неизбежный вопрос, во что обошлось создание MaxiMog, Брэн ответил сдержанно: «Стоил он, конечно, дороже, чем HUMMER, но все же дешевле, чем Boeing».

maximog3.jpg

 

maximog4.jpg

 

maximog5.jpg

 

maximog6.jpg

 

maximog2.jpg

 

По материалам z-project.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this