mikkap

Система охлаждения --> Как я побеждал перегрев

Рекомендованные сообщения

mikkap
"Сказки кончились или Как я побеждал перегрев"

До 320-го короткого Гелика у меня была Хона CR-V. Неполохая машина, в принципе. Капот у нее я открывал только для долива воды в омыватель. Не то, чтобы машинка такая безпроблемная была, просто неуверенность сильную чувствовал перед технической сложностью и совершенством современных изделий западного автопрома. Обслуживался я только в официальном Хондовском сервисе, менял все строго по пробегу - масло, фильтры и т.п. Замена деталей - там же и только на оригинал. Сидишь в клиентской зоне и смотришь через стекло как в чистом зале мастера колдуют над твоей машиной. Уверенность внутренняя была, что "мастер" и "мастерство" - однокоренные слова, обозначающие глубокие познания конструкции автомобиля, обширный опыт диагностики и ремонта и т.п. Посему все предписания принимались на веру и выполнялись строго и четко. Своей головой осмысливать и критически их анализировать я даже не пытался.
Потом Хонду я разбил и купил в фаврале с.г. давнюю мечту - Гелик 94-го года выпуска. Предварительно начитавшись рекомендаций на форуме, я провел полную диагностику и техническое обслуживание в сервисе А. Сервис этот, специализирующийся по Мерседесам, хоть и не является официальным, был рекомендован на форуме как недорогой, но качественный. Диагностика показала отсутствие серьезных проблем с двигателем и подвеской. Было сделано несколько замен по запчастям плюс все жидкости. И через день довольный и счастливый я начал рассекать по дорогам и заснеженным полям на новой машинке.
Все было ничего, пока не наступила весна и не поднялась до плюсовых значений температура за бортом. Двигатель начал греться. Не перегреваться до кипения, а нагреваться до 100-103 градусов на спокойных режимах езды. В пробках стали включаться электровентиляторы и это в плюс к вентилятору на вискомуфте, причем всего при 12-15 градусах тепла на улице. Как не имеющий опыта эксплуатации геликов и принимая во внимание всю гамму двигателей, я не знал, какая температура нормальна, однако сомнения в неправильности температурного режима постепенно накапливались.
Окончательно утвердились они после участия в покатушках Внедорожник Трофи 2006. При езде по грязи мне удавалось держать температуру в пределах 105 градусов только посредством полностью врубленной печки. Не сильно большое удовольствие, скажу я вам... и я решил по приезду в Москву гнать машину в ремонт.
Выбор пал на сервис Б - крутой, официальный, дорогой, расположенный на Дмитровке. - "Есть специалисты по двигателям?" - "Конечно!" - "Сделаете?" - "Оставляйте машину". Через пару часов звонок - "Проблема с перегревом проявилась, начинаем решать. Диагностику подвески сделать?". - "Ну, сделайте." Еще через пару часов - "Заменили вам термостат. Можете забирать машину." Я порадовался, что все решилось, приехал. Завел - опять 100 градусов и внешние вентиляторы включились.
-"так что же вы, господа сделали? Зачем термостат меняли, если толку нет?"
-"Ну, он тоже неважный был, а гелики - они сильно греются. 100 градусов может быть нормальной температурой."
Я спрашиваю - "точно нормальной" или "может нормальной".
- "Ну, давайте еще поищем проблемы - заменим радиатор, только он дорогой".
-"Вы Гарантируете, что проблема уйдет при замене???"
-"Нет, но по моему опыту обычно помогает. И еще, тут по подвеске у вас много что менять надо. На 120 тысяч".
Я аж обалдел - пару месяцев проездил после полного освидетельствования - и на 120 тыс.

Поехал в сервис В, благо он недалеко от Б. Не фирменный, но специализирующийся по Мерсам. Заказал проверку подвески и попросил разобраться с двигателем, если есть достойные специалисты. Через пару часов резюме - по подвеске только пружину менять, ступицу подтянуть, остальное - Ок, а с движком не рискнули заниматься. Видимо слишком живописно я им про сервис Б рассказал.

Затем был сервис Г. Там порекомендовали менять помпу - "люфт на шкиве, потому и циркуляция плохая". Тоже ничего не гарантировали при замене.

Потом был широко известный в некоторых кругах частный мастер Д. Я допускал, что в сервисы идут не самые лучшие специалисты, а частник-профессионал разберется с проблемой, тем более при таком количестве положительных рекомендаций. Но, УВЫ! Резюме то же самое - 100-105 градусов - нормальная температура 104 движка. - "Езди и не заморачивайся. Ремонтировать нечего!"

Ну, не верю! не верю я в то, что при температуре +15 градусов езда по легкому бездорожью должна сопровождаться включением печки на полную, что при движении в легкую гору нужно смотреть не на дорогу, а на стрелку термометра, чтобы не упустить момент перегрева, что на холостом ходу движка постоянно работают электровентиляторы, что при скорости 70 км в час, движении по ровной трассе и полностью открытом термостате температура движка 103 градуса!!! Ну, не мог Мерседес создать машину с подобным НОРМАЛЬНЫМ режимом работы. Значит неисправность есть, но ее не могут, а, вернее, НЕ ХОТЯТ исправлять. Не хотят думать, искать, пробовать. Хотят только менять готовые узлы за мой счет, причем без гарантии результата. Остается одно - или смириться с ситуацией и ждать, когда движок умрет где - нибудь в лесу в сотне километров от населенных пунктов или разбираться с проблемой самостоятельно. Своей головой и своими руками. Я выбрал второе.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

От каких факторов зависит температура двигателя? Первое - интенсивность подвода тепла Второе - интенсивность отдачи. Первый пункт завязан на расход топлива, приемистость двигателя. Здесь все в норме. Лишнему теплу браться не от куда. На многочисленных сервисах было поменяно и сделано:

1. Проверен уровень жидкости.
2. Заменен один исправный термостат на другой, также исправный.
3. Промыты соты (не слишком грязные) снаружи без съема радиатора.
4. Отремонтирован один из двух электровентиляторов.
5. Проверена вискомуфта.
6. Предложено заменить помпу по причине небольшого люфта. Утверждается (но не гарантируется), что это даст эффект.

Интенсивность отвода тепла (ватт) определяется как разность температур на входе и выходе из радиатора помноженная на поток (литры в секунду) и на теплоемкость носителя. В систему залит стандартный антифриз, посему третий пункт считаем соответствующим стандарту. Замеряем разность температур на входе и выходе из радиатора. Вход - 105 градусов. Выход - 80. Никто ни в одном сервисе не смог сказать, какая должна быть разность температур на холостом ходу или любом другом режиме работы. Более того, у них нет инструмента для ее безконтактного замера, а для этого нужен всего-лишь пирометр стоимостью 900 рублей. По разности можно было бы определить, насколько забиты соты и надо ли его снимать и мыть.
Расход. Здесь несколько сложнее, чем с температурой и приборчик посложнее будет, однако и о зависимости расхода жидкости от оборотов мастера на сервисах имеют очень туманное представление. Посему было решено не городить систему по ее замеру - сравнивать не с чем. Начал с банального - снял радиатор и тщательно промыл его водой. Хоть и не было на стенках отложений, залил внутрь снятого радиатора купленную гадость для промывки системы охлаждения.
Перед установкой радиатора на машину обратил внимание на странные белые песчинки, оставшиеся на тряпочке, которой затыкал отверстия, но не придал этому значения - "может тряпка где валялась". Еще странно слабым показался поток воды, вытекавший из радиатора при его промывке внутри, но и этому сильного значения не придал - не с чем сравнить.
Пробный пробег показал полную идентичность поведения движка до и после промывки. Через 5 километров он прогрелся до 100 градусов. Решив "прокачать" систему напором, даю 6000 оборотов и... температура начинает расти. За 10 секунд - 105, 110, на 115-ти я врубаю печку. Чуть теплый, а затем холодный воздух. Немедленно останавливаюсь. Лужа воды под мотором. Порвало (треснула) пластиковая боковина радиатора. Теперь точно менять...

Самое интересное в этой истории - что показало вскрытие радиатора. Все тонкие водяные трубки оказались забиты каким-то белым песком или кристаллами на него похожими. Причем настолько, что вода, поданная на вход под давлением еле сочилась на выходе некоторых из них. Из других же текла резвее. Что это - диверсия в отношении прошлого владельца или кристаллизация гадости для заделки течи - незнаю. Будет случай - отдам песок на анализ.

ЭПИЛОГ

Уже почти неделю езжу с новым радиатором. Температура двигателя 85-90 градусов максимум на всех режимах и при любой температуре за бортом. С кондиционером и без.
-Господа мастера из сервисов, смотревшие мой движок! 85-90 градусов! А не сто и не сто пять! Столько, сколько заложено разработчиком этой замечательной машины в ее конструкцию. Сказки кончились.

P.S. Вы не знаете, при смене радиатора на сервисе принято промывать рубашку охлаждения движка мощным потоком воды? Керхер здесь бесполезен. Не тот расход. Я промывал свою пожарным брандсбойтом. А песочек - то был и в движке. Знаете, где бы он осел, не сделай этого? Правильно! В новом радиаторе...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.