Sign in to follow this  
BETEP777

Краткая история марки UNIMOG

Recommended Posts

BETEP777

тут



%28074_080%29_unimog_Page_1_Image_0001.j

 

В свое время автомобили марки Unimog были для меня маленькой тайной, жившей за металлическими воротами Автодормехбазы №7 (там водителем поливальной машины работала соседка с первого этажа). Симпатичные немецкие грузовички мели улицы, латали асфальт и выполняли другую полезную работу. В столицу нашей Родины эти удивительные машины попадали вместе с трубами большого диаметра, прецизионными станками и еще многим, что приобреталось советским правительством у Федеративной Республики Германии в обмен на сибирский газ.

0cfce3d2f87e.jpg

Сегодня трудно понять мотивы, подтолкнувшие руководителя отдела конструирования авиамоторов Daimler-Benz Альберта Фридриха к созданию проекта компактного полноприводного тягача. Но, скорее всего, таскал бы Unimog ракеты V2 по штольням подземных заводов или торпеды по пирсам баз подводных лодок, не закончись весь этот кошмар в 1945 году. В общем, плотная работа над проектом началась уже после окончания войны, и требования стояли вполне жизненные – булка хлеба с маслом. Теперь это было «Универсальное приспособление с двигателем для сельского хозяйства» или, говоря другими словами, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Впрочем, акронима Unimog (Universal Motor Geraet, или «Универсальное моторизованное средство») еще не было придумано – мысль об этом пришла инженеру Гансу Цабелю в 1946 году. Поднимать проект помогал Генрих Ресслер – бывший конструктор автомобильных двигателей DaimlerBenz.

0564451c1efb.jpg

Бычья голова

В октябре 1945 на руках у разработчиков машины появился документ, за который любая германская компания в то время способна была горы свернуть. И имя ему было «Производственный заказ». Подрядчиком выбрали фабрику столового серебра Erhard & Soehne из Швабиш-Гмюнда. Тем временем проектирование продолжалось – взаимозаменяемые картеры переднего и заднего мостов, одинаковые бортовые редукторы и равные по длине карданные валы (в машине было всего четыре приводных шарнира!). Характерная деталь: размер колеи задало расстояние между картофельными грядками (1270 мм). Но при этом новый вездеход впитал весь печальный опыт боевого применения немецких армейских машин. В результате получилась конструкция, доселе невиданная: портальные мосты, пружинная подвеска, блокировка обоих межколесных дифференциалов с валами отбора мощности спереди, сзади и в центре! Новинка отличалась приличной (50 км/ч) транспортной скоростью и при этом располагала лишь четырехцилиндровым дизелем мощностью 25 л.с. Но, как известно, жизнь вносит свои коррективы в самые перспективные начинания. В 1947 году у кончились и деньги, и технические ресурсы, и за освоение необычного вездехода взялась фирма Gebrueder Boehringer из Геппингена. В то время компании грозил демонтаж оборудования в наказание за выпуск военной техники, и спасти братьев Берингер могло лишь участие в «плане Моргентау» – программе превращения Германии в аграрный придаток Европы. В рамках этого плана и принялись создавать вездеход. В августе 1948 началось серийное производство машины, на ее передке красовалась голова быка, а не трехлучевая звезда. Впрочем, компания быстро поняла, что она столкнулась с неподъемной ношей. В результате ее опыт в автомобильной индустрии ограничивался общением с пришлой командой инженеров во главе с Фридрихом и шестьюстами выпущенными полноприводниками, а уже в 1950 году эстафету модели подхватил концерн DaimlerBenz.

 

597450ffd1f4.jpg

Крадущейся походкой

Серийное производство машины было начато на старинном заводе Daimler-Benz в Гаггенау 3 июня 1951 года. Кстати, несмотря на «обретение корней», машина по-прежнему выпускалась без трехлучевой звезды на радиаторной решетке. Она появится только в 1953 году, а бычья голова исчезнет и того позже – в 1956. В самом начале Unimog выпускался только в исполнении со складным брезентовым верхом. В 1953 году для моделей Unimog 401/402 были заказаны у фирмы Westfalia (была известна постройкой «домов на колесах») первые цельнометаллические кабины.

 

Похоже, создатели машины сами не представляли, что изобрели… До 1956 года Unimog (тип 401/402) обходился двигателем мощностью 25 л.с., еще десять лет его выпускали с 30-сильным мотором (тип 411). Параллельно с 1955 началось производство армейского Unimog S (тип U82/404). При всей внешней похожести военный вариант был совершенно другим автомобилем: грузоподъемность 1,5 т, отсутствие валов отбора мощности, база 2670 и даже 2900 мм и двигатель от легкового Mercedes-Benz 220.

ab6692a9a340.jpg

Вскоре стало ясно, что любая универсальность не беспредельна. Тут же появились различные варианты. Кабина – цельнометаллическая или с брезентовым верхом, чуть шире или чуть уже, база – короче или длиннее. Не обошлось и без двигателей разной мощности. В 1963 дизайнерам удалось нащупать симпатичный и очень пропорциональный облик семейства Unimog. В результате, по мере сворачивания выпуска устаревших исполнений, немецкие вездеходы стали похожими на матрешек, которых только что извлекли одну из другой. В том же году в конструкции автомобиля появляется еще одно важное усовершенствование – делитель в коробке передач: 6 передач вперед и 2 назад (прежде были предусмотрены только пониженные передачи на коробке отбора мощности для привода навесных агрегатов). Благодаря этому трансмиссия перестала конфликтовать с новыми требованиями, выдвигаемыми потребителем. Сохранив способность «крадущейся походки», машина теперь могла на равных с обычными грузовиками передвигаться по дорогам общего пользования. Так, концепция Unimog наконец обрела отчетливые черты.

6a002d7b1d92.jpg

Горный козел

Особняком стоял разве что Unimog S, столь же популярный в войсках Запада, как ГАЗ-66 в странах Варшавского договора. Кстати, именно Unimog S использовался для изучения при создании ГАЗ-66. Любопытно, что первая партия из 1100 автомобилей поступила вовсе не в Бундесвер, а во французскую армию (четверть века спустя аналогичная история случится и сMercedes-Benz Gelaendewagen).

Unimog S выпускался в четырех основных (определенных военными) исполнениях – с универсальным бортовым кузовом Allzweck, как фургон-радиостанция Fernmelde, как санитарный фургон Krankenwagen и со сдвоенной кабиной Doppelkabine. Но существовали и другие версии. Например, пожарная, или… имитатор советского танка. Последнюю, прозванную солдатами Neckermann-Panzer, выпускал автобусный завод Kaessbohrer.

Со своим огромным (400 мм) дорожным просветом Unimog S был востребован и в мирной жизни. Более того, самим военным в какойто момент он стал слишком дорог – 18 000 немецких марок, то есть на уровне легковогоMercedes-Benz среднего класса. В результате армия урезала заказ. На замену были призваны tmil – частично милитаризованные грузовики с 24-вольтовым оборудованием, креплениями для оружия и камуфляжной окраской. Но как бы там ни было, до 1980 года на заводе в Гаггенау было выпущено 64 242 автомобиля Unimog S. Впрочем, Бундесвер и другие армии мира приобретали и другие модели Unimog. Так, в начале 60-х для подразделений горных стрелков Бундесвер закупил небольшое количество 65сильных Unimog U 65 (егеря звали его «горным козлом»).

Модельный ряд

В 1963 году Unimog U65 (тип 406) становится костяком нового унифицированного модельного ряда. Этот автомобиль оснащался шестицилиндровым дизелем OM312 мощностью 65 л.с. В 1965 году вслед за «четыреста шестым» появился U80 (тип 416). Новая модель отличалась длиной базы (2900 мм против 2380). В дальнейшем машина получила дизели с непосредственным впрыском, имевшие мощности 70, 84, 90, 100 и 110 л.с. В 1966 году появились U40 (тип 421) с базой 2380 мм и U54 (тип 403) с базой 2250 мм, составившие основу легкой серии Unimog. В 1974 году модель U120 (тип 425) становится основой тяжелой серии. Вершиной Schwere Baureihe считается появившийся в 1993 Unimog U2450 L 6х6 (сегодня самые мощные машины – Unimog U5000 полной массой 12,5 т). В декабре 1976 компания наводит порядок в обозначениях семейства. Самый легкий U52 (тип 421) становится U600, и так далее до самого тяжелого U150 (тип 425), переименованного в U1500. К индексу части машин добавляли букву L, указывающую на удлиненную базу.

Универсальный фермер

И тут концерн Daimler-Benz стал выпускать настоящие трактора! Эксперты восприняли это решение с недоумением. Более того, в своей истории фирма уже делала такие попытки, и все они заканчивались неудачей. Слишком уж дорогими получались сельхозмашины у предприятия, поставлявшего лимузины первым лицам государств.Между тем руководством компании двигало желание создать более дешевую, чем Unimog, и одновременно более приспособленную для сельскохозяйственных работ конструкцию. В этом плане проблема собственно Unimog заключалась не только в стоимости, слишком высокой по меркам сельхозтехники, но и в не совсем правильной для трактора развесовке – при пахоте перегруженные передние колеса «универсального солдата» постоянно зарывались в мягкую почву. На этом его сельскохозяйственные недостатки не заканчивались: сидя в комфортабельной трехместной кабине, водитель (он же механизатор) немог должнымобразом контролировать работу прицепного о б о р уд о в а ния…Трактор, получивший название MB-trac, сохранил полную унификацию с Unimog по механической части, но при этом получил более типичную для сельхозмашины кабину. MB-trac выпускали с 1972 по 1991 год. Как и все базовые машины, в 1977 году они получили дисковые тормоза всех колес, и произошло это задолго до того, как подобные тормозные механизмы появились на обычных грузовых автомобилях! К слову, приоритетные технические решения Mercedes-Benz, такие как АБС или дизели с непосредственным впрыском Common Rail, моментально внедрялись и в семейство универсальных машин из Гаггенау.

Последний ресурс

В конце концов, стало понятно, что пессимистически настроенные эксперты оказались правы: из-за высокой стоимости MB-trac не смог реально соперничать с конкурентами. Кстати, именно ценовой вопрос был самым острым для Unimog все годы его существования: автомобиль был слишком хорош, соответственно за него и просили. Высокая стоимость машины останавливала даже государственных заказчиков! Этим и поспешили воспользоваться конкуренты. В начале 70-х, когда уже было ясно, что Unimog S морально и технически устарел, в борьбу за новый заказ Бундесвера включился консорциум IVECO и его партнеры из DAF, Saviem и Volvo. Опираясь на использование комплектующих гражданских грузовиков, они разработали модель 130 M7 FAL. Машина отличалась внушительным дорожным просветом – 485 мм. В июле 1975 начались изнурительные 13-месячные испытания. По их итогам и образец Unimog, и машину конкурентов пришлось дорабатывать. В 1977 был проведен новый цикл испытаний, в результате которых военные признали, что единственным недостатком IVECO 130 M7 FAL является…худший доступ в кабину. Тогда концерн Daimler-Benz мобилизовал последний ресурс и снизил цену армейского Unimog с 56 700 до 43 500 немецких марок (то есть с уровня спорткупе MercedesBenz 450SLC до уровня S-класса тех лет). И это сработало! Бундесвер вновь купил Unimog.

Попутно проходил конкурс на пятитонные машины, и его тоже выиграл Mercedes-Benz. Видя такое развитие событий, рабочие на заводе IVECO-Magirus в Ульме собрались устроить забастовку. Чтобы охладить социальные страсти и разрядить обстановку, правительство Германии передало заказ на 7000 «пятитонок» (из 22 000) в Ульм. Мир был восстановлен…

На улице Наметкина

В гораздо меньшей степени стоимость «немецких универсалов» беспокоила правительство СССР (как известно, в торговых отношениях с Западом нас в первую очередь волновали политические аспекты). Первые Unimog в нашу страну официально были ввезены в 1963 году для показа на выставке «Связь». Спустя десять лет в московском парке «Сокольники» открылась грандиозная по тем временам выставка Mercedes-Benz, на которой была представлена вся автомобильная продукция концерна, включая и Unimog. Машина демонстрировалась в исполнении Zweiweg – с оборудованием, превращавшим вездеход в маневровый мотовоз, способный буксировать по рельсам состав массой до 300 т. Но поскольку аналогичная техника к тому времени уже стояла на вооружении железнодорожных войск СССР, советских торговых представителей больше заинтересовали машины с навесным коммунальным оборудованием фирмы Schmidt. Первые «уборщики» поступили в опытную эксплуатацию еще в конце 70-х. В 1980 компания Mercedes-Benz была названа официальным поставщиком Олимпийских игр в Москве, и тогда же Автодормехбаза № 7 на улице Наметкина получила восемь универсальных уборочных машин. Зимой они комплектовались плужно-щеточным оборудованием, а летом – подметальным. Приобрести более широкий перечень оснастки (3500 наименований!) хозяйственники просто не захотели. И не то чтобы сэкономили – просто не видели смысла. Это в Германии с ее высокой стоимостью рабочей силы механизация оправдана, у нас же такие приспособления, как косилки для ухода за обочинами или щетки для мытья бордюров, посчитали буржуазной роскошью.

Утопия перестройки

В начале 90-х история Unimog в нашей стране получила дальнейшее развитие. В ту пору президент России Борис Ельцин побывал с визитом на заводе в Штутгарте, и у аппаратчиков закружилась голова от перспектив. Даешь сборку Gelaendewagen в Ульяновске! Даешь выпуск Unimog на заводахМинсельхозмаша! Последовал Указ Президента РФ от 5 ноября 1991 года об организации производства на территории РоссийскойФедерации техники дляфермерских хозяйств. Сплошная перестройка и продовольственная программа, понимаешь. В Германии нашэнтузиазм восприняли довольно серьезно и даже предоставили два Unimog U900A, чтобы те прошли испытания на машиноиспытательных станцияхМинсельхоза РФ. Конечно, можно понять волнение немцев, когда им на самом высоком уровне говорили о прогнозируемой потребности российских фермерских хозяйств в ста тысячах подобных машин (ежегодно в Гаггенау выпускалось семь тысяч Unimog). Решить вопрос с выпуском Unimog в России поручили внешнеторговому объединению «Машиноэкспорт», НПО «ВИСХОМ» и ассоциации «Импексервис». Первой площадкой для сборки машин предполагалось сделать Воронежский завод упаковочных машин, следом освоить сборку в Калуге, Смоленске, Кургане и ряде других городов. Для реализации проекта была срочно создана акционерная компания «Униросс», куда вошли 12 производственных, научных и внешнеторговых предприятий и организаций. И тут началось любимое развлечение российских бюрократов – «перетягивание одеяла». Почувствовав вкус денег, руководившее проектом военное ведомство забросало правительство письмами, убеждая немедленно выделить средства и дать гарантии на получение кредитов в западных банках.Минсельхоз, напротив, предлагал не спешить, напоминая, что еще в 1974 году на украинской машиноиспытательной станции проводились сравнительные испытания Unimog и трактора МТЗ-82, и они дали результат не в пользу немецкой машины. Да, снижение трудозатрат достигло 7,98%, но при этом машина плохо вписывалась вмеждурядья, а, главное, стоила в несколько раз дороже! Тут же посыпались предложения удешевить машину. Ее намеревались оснастить двигателем словацкой фирмы ZTC, выпускаемым по итальянской лицензии. Оборонщики били себя кулаком в грудь, доказывая, что первоначальный шлейф навесного оборудования они готовы освоить уже завтра, и его не придется закупать. В общем, все как обычно. И по прошествии 15 лет трудно недооценить мудрость ельцинского кабинета, не выделившего на утопический проект ни копейки. Все равно ничего не построили бы, а деньги бы «проели»...

P.S. Unimog продолжают выпускаться и сегодня. По состоянию на 26 августа 2002 года, их сделано 320 тысяч. В том же 2002 году завод в Гаггенау закрыли, а производство машины было переведено под Карлсруэ (там расположено крупнейшее в мире предприятие по изготовлению среднеи полнотоннажных грузовиков). Кстати – как и прежде, коммунальные Unimog можно встретить на московских улицах. Новые и старые, они продолжают нести службу в городском хозяйстве, и удивляться тут нечему – полноценной российской альтернативы этим автомобилям-труженикам, до сих пор, увы, не создано...

текст: Денис ОРЛОВ
фото: из архива автора

 

Обзор Mercedes Unimog / Мерседес Унимог

История создания и развития автомобилей Mercedes Unimog / Мерседес Унимог!

Mercedes Benz Unimog - "универсальный моторный агрегат", многоцелевой спецавтомобиль, созданный для удовлетворения промышленных, муниципальных, строительных и дорожных нужд, заменяя, за счет своей универсальности, целый парк всевозможных специальных автомобилей и тракторов. Компания Mercedes-Benz модернизировала одну из своих самых оригинальных моделей - "универсальный моторный агрегат" (Unimog). Сохранив все присущие ему технические способности, автомобиль приобрел яркую внешность, целиком отвечающую духу времени. Дизайн стал напоминать легковые модели Mercedes-Benz, угловатость Unimog ушла в прошлое. Сильно наклоненный вниз капот, большое лобовое стекло, низкообрамленные боковые стекла - вот главные отличия в дизайне кабины Unimog. Заднее стекло отныне обеспечивает еще лучший обзор для работы с навесным оборудованием универсального назначения. 

GuentherZ_2007-06-13_0539_Bundesheer_Mer

Фары головной светооптики Unimog интегрированы с бампером. Габаритные огни и указатели поворотов, удобные зеркала заднего вида позволяют автомобилю-работяге быть замеченным в любое время суток. Крылья Unimog сделаны из пластмассы; они не боятся ударов и могут быть легко демонтированы, если мешают установке дополнительного оборудования. Кабина изготовлена из прочного стекловолокна и практически не боится коррозии. 

В кабине - комфорт и функциональность, так не свойственные автомобилям спецназначения. Сиденья оборудованы 3-точечными ремнями безопасности. В стандартную комплектацию входят система вентиляции и кондиционер. Джойстик под правой рукой предназначен для управления навесным оборудованием: газонокосилкой, кусторезом, различными манипуляторами - список довольно длинный. Синхронизированная механическая трансмиссия с постоянным приводом на все колеса имеет 24 передачи. Управление ими не представляет никаких трудностей - в работу вступает "умная" пневмосистема. Она сама "вычисляет" нужную передачу, а пневмоцилиндр включает ее, как только отпускается педаль сцепления. 

Unimog последнего поколения оснащен новыми 6-цилиндровыми дизельными моторами - мощностью от 150 до 280 л.с. U 500 с турбодизелем мощностью 280 л.с. - это самая мощная версия за 50-летнюю историю выпуска этих машин. Список дополнительного оборудования включает косилку, подъемный кран, приспособления для уборки снега и другие агрегаты. Под капотом Унимога можно обнаружить редуктор и вал отбора мощности, которые предназначены для привода все того же навесного оборудования. Здесь же, над бампером, расположены несколько электророзеток на 12 и 24В. 

При необходимости Unimog может передвигаться с максимальной скоростью 80 км/час, что гораздо быстрее, чем, скажем, трактор, который по своим возможностям приближается к "универсальному моторному агрегату". Не спасует Unimog и на бездорожье. Автомобиль имеет принудительные блокировки всех трех дифференциалов. 

С 2003 года на Mercedes-Benz Unimog серии U 400 и U 500 устанавливается автоматическая трансмиссия "AutomaticShift". Успешный опыт эксплуатации на моделях серии U 3000-5000 и невысокая стоимость позволят без особых затрат увеличить удобство работы на "младших" Унимогах. AutomaticShift позволяет переключать передачи без нажатия на педаль сцепления - эту функцию здесь выполняет пневмопривод под управлением электроники. Для обеспечения работы в различных условиях предусмотрено как ручное, так и автоматическое переключение. Наличие системы "быстрого реверса" (Electronic Quick Reverse) позволяет значительно экономить время при частой смене направления движения. Вся трансмиссия очень напоминает аналогичный узел в Mercedes-Benz Actros, вот только весит он на 200 кг меньше. Работа электроники построена по схеме EAS (Electronic Automated Shifting), что также позаимствовано у Актроса. Что касается преимуществ такой трансмиссии, то кроме удобства необходимо отметить возросшие надежность и долговечность, низкие расходы на сервисное обслуживание и уменьшенный расход топлива. 

Unimog превосходно себя чувствует и на... железнодорожном полотне. Причем, благодаря наличию особого безрывкового сцепного устройства и конвектора крутящего момента, автомобиль способен буксировать прицепы весом в несколько десятков тонн. Важно, что Unimog не требует разветвленной сети железнодорожных разъездов и стрелок - "агрегат" в любой момент может съехать с рельс на землю. 

В борьбе с огнем требуются мощные транспортные средства, объединяющие в себе функциональную надежность с большим сроком службы. Достигается это за счет высоких эксплуатационных стандартов. Пожарные грузовики — резервуары TLF-8 серии специально разрабатывались, как быстрые и высокоманеврированные транспортные средства. Увеличенная вместимость воды в дополнении к стандартному оборудованию борьбы с огнем, делает эти грузовики совершенными транспортными средствами борьбы с огнем, обеспечивая легкость и эффективность в тушении пожара. Популярный и хорошо зарекомендовавший себя «Mercedes Unimog» — мощное полноприводное транспортное средство с превосходной проходимостью, благодаря тому, что высота от земли до рамы составляет 440 мм. 

Насос, находящийся в хвостовой части машины имеет производительность 800 /мин (FP 8/8). Водный резервуар вмещает в себя 1850 литров воды. Стандартное оборудование: (в зависимости от года выпуска машины, оно может быть другим) Водяная помпа FP 8/8 или TS 8/8 - 2 балона с воздухом
- 4 запасные емкости
- генератор 5KVA
- стоика для светильника
- 2x 1000W лампы
- 8 C-шлангов
- 11 B-шлангов шлангов
- набор инструментов
- аптечка первой помощи 
- 30 м. шланг
- 3 поднимающих валика
- водяной насос
- 60 л. пены
- 2 шланга для пены
- жаростойкий костюм

large.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
DeD BABO
Интересно ,меня вот такие решения всегда восхищали




Edited by Administrator

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this